Сегментация - как выйти из зоны конкуренции
Конкуренция - слово которое все время мозолит слух любому руководителю и маркетологу, перед которыми стоит задача завоевания рынков. Но есть ряд предприятий, которые говорят, что находятся вне конкуренции, хотя казалось бы, находятся на гипер конкурентном рынке.
Как им это удается ?
Любую сложную задачу можно решить, если разделить ее на более маленькие задачи. То же самое мы предлагаем сделать с Вашим конкурентным рынком. Если взять всех потенциальных клиентов гипер конкурентного рынка и поделить их на небольшие части, то конкуренция или значительно уменьшится, или исчезнет вовсе.
Деление потенциальных клиентов на части называется “сегментация”.
Известны такие виды сегментирования:
Географическое — предполагает, что люди, проживающие в разных странах, регионах, городах и районах имеют различные запросы, реакции на продукт в связи с отличительными местными условиями, образом жизни, культурными особенностями населения.
Социально-демографическое — разделяет людей, исходя из таких показателей:
- пол,
- возраст,
- семейное положение,
- образование,
- уровень дохода,
- занимаемая должность,
- род занятия
и т. д.,
Психографическое — объединяет клиентов в группы на основании:
- потребительских интересов (болевых точек),
- эмоций,
- внутренних переживаний,
- ценностей,
- стиля жизни.
Поведенческое — базируется на определении сегментов, исходя из:
- мотивации покупки,
- лояльности бренду,
- готовности к заказу продукта.
Поведенческий - наиболее эффективный метод сегментации, потому что поддается измерению. Применяется как отдельно, так и вместе с другими видами сегментации.
Поведенческое сегментирование можно разделить еще на несколько видов:
По обстоятельствам применения — предполагает деление клиентов на части, в соответствии с возникновением идеи совершения покупки, применения продукта.
Например:
- осознанная потребность,
- не осознанная потребность,
- событийная потребность по:
- времени,
- геолокации,
- другим видам поведения.
На базе выгод — разделение клиентов, исходя из пользы, выгоды, которую потребитель ищет в товаре/услуге.
Например:
- дешевле,
- качественнее,
- надежнее.
На основе интенсивности использования — подразумевает деление на группы:
- активных,
- умеренных,
- слабых покупателей.
С учетом степени лояльности — определяет уровень приверженности клиентов к бренду компании и или продукта;
По статусу клиента — деление пользователей продукта на группы:
- бывших,
- потенциальных,
- новичков,
- регулярных и т.д.
По стадии готовности потребителя — классифицирует клиентов на:
- неосведомленных,
- осведомленных,
- незаинтересованных,
- заинтересованных.
Сегментация очень важна, она позволяет более точно сфокусировать Ваше предложение на целевого потребителя. Чем более узкий сегмент, тем с большей вероятностью можно “зацепить” клиента.
Огромная ошибка всех начинающих стартапов - заниматься всем подряд и везде, им кажется, что чем шире охват - тем больше работы на начальном уровне. Но на самом деле, такой подход может привести к безуспешным результатам, если Вы еще не достигли потребительского дна в одной нише, где уже нечего сегментировать.
Самый простой путь абстрагироваться от конкурентов - это сегментация. Сегментируйте Вашу целевую аудиторию и создавайте узким сегментам предложения именно для них. Вы сразу увидите, что чем глубже сегментация - тем дальше Ваш бизнес от зоны конкуренции.
December 8, 2024